суббота, 25 августа 2012 г.

Экспертное заключение Центра религиоведческих экспертиз о деятельности движения «Алля Аят»


Настоящее заключение выполнено религиоведом и социологом, президентом Гильдии экспертов по религии и праву, ведущим научным сотрудником Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Европы РАН, сотрудником Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, кандидатом философских наук (по специальности «Религиоведение, социальная философия, социальная антропология») Лункиным Романом Николаевичем, имеющим стаж работы по специальности 15 лет, автора и соавтора более 50 научных публикаций, в том числе изданий – «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002) и «Атлас современной религиозной жизни России» (Тома I-III. М.-СПб., 2005-2008), более 100 научных статей, сборников и иных публикаций.


ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
Гильдия экспертов по религии и праву
The Guild of Experts on Religion and Law
некоммерческое партнерство




Адрес: 111524, Москва, ул. Б. Полянка
д. 7/10, стр.3п.10,к.20
E-mail: religionip@gmail.com
Web-site: www.religionip.ru
www.facebook.com/ReligionIP
«19» июля 2012 года, г. Москва

 

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА


Данные о специалисте

Настоящее заключение выполнено религиоведом и социологом, президентом Гильдии экспертов по религии и праву, ведущим научным сотрудником Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Европы РАН, сотрудником Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, кандидатом философских наук (по специальности «Религиоведение, социальная философия, социальная антропология») Лункиным Романом Николаевичем, имеющим стаж работы по специальности 15 лет, автора и соавтора более 50 научных публикаций, в том числе изданий – «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002) и «Атлас современной религиозной жизни России» (Тома I-III. М.-СПб., 2005-2008), более 100 научных статей, сборников и иных публикаций.

Использованные материалы, источники, методы анализа

При производстве заключения были использованы методы социологического и религиоведческого анализа. В качестве материалов, имеющих важное значение для производства данного заключения, были использованы такие источники международного права, религиоведческие и философские исследования.

Источники:

Журнал «Звезда Селенной» (№№ з 2003-2011 гг.). Главным редактором журнала является Мильштейн В.М. 08.04.2002 зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации № ПИ № 77-12322). С момента получения свидетельства о регистрации журнал стал выходить как международный информационно - публицистический журнал.

Интернет - сайты:

http://elleayat.info/

http://scmconf.com

http://1.home8.z8.ru/

http://sozdatel.co.cc/

http://elleayat.mirtesen.ru/

http://vkontakte.ru/elleayat

http://vkontakte.ru/allaayat

http://www.ayat-alex.narod.ru/

http://sozdatel.org.ru/index.html

http://kaniakumari.narod.ru/farhat.htm

http://sozdatel.org.ru/farhat.html

Перед специалистом поставлены следующие вопросы:

  1. Как соотносятся между собой религия и убеждения в рамках права на свободу религии и убеждений?

  2. Каково определение «религиозного объединения», его признаки?

  3. Каково содержание и краткая характеристика мировоззрения Абдуллаева Ф.М. «Фрахат-ата»

  4. Является или нет методика Абдуллаева Ф.М. вероучением?

  5. Если методика Абдуллаева Ф.М. является вероучением, то каково его содержание?

  6. Приписывается или нет лидерам учения божественный статус, если да, то в чем это выражается?

  7. Приписываются или нет каким-либо предметам, используемым последователями учения, сверхъестественные свойства и качества?

  8. Имеет или нет методика Абдуллаева Ф.М. религиозную направленность?

  9. Если методика Абдуллаева Ф.М. имеет религиозную направленность, то чем это подтверждается?

  10. Проводятся или нет последователями методики Абдуллаева Ф.М. религиозные обряды и церемонии, если да, то в каких формах и проявлениях?

  11. Осуществляется или нет обучение и воспитание последователей учения Абдуллаева Ф.М., если да, то в каких формах?

  12. Использованы или нет в мировоззрении и методе Абдуллаева Ф.М. идеи, концепции, призывы, направленные против какой-либо религии?

  13. Воспринимается или нет последователями методики Абдуллаева Ф.М. образ основателя Фархат ата, как существа (человека), который основал новое религиозное движение, течение, направление, доктрину?


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1. Как соотносятся между собой религия и убеждения в рамках права на свободу религии и убеждений?

Религия и убеждения являются неотъемлемыми частями мировоззрения любого человека, а поэтому право на свободу религии или убеждений зафиксировано во всех основополагающих международных документах. Религия и убеждения разделяются между собой, как религиозное мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное, определенном вероучении и богослужебной практике, и как идейные взгляды, светское мировоззрение.

Всеобщая декларация прав человека (1948) гласит:

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

(см.: Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, GA Res. 217A (III), UN Doc A/810 at 71 (1948).

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) также утверждает:

Статья 2

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. (…)

Статья 18

1.Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору  и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2.Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

(см.: Международный пакт о гражданских и политических правах принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. 21 UN GAOR Supp. (No. 16) at 52, UN Doc. A/6316 (1966), 999 UNTS 171, вступил в силу 23 марта 1976 года).

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) утверждает:

принимая во внимание, что религия или убеждения являются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов его понимания жизни и что свободу религии или убеждений следует полностью соблюдать и гарантировать,

Статья 1

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов в учении.
2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору.

Статья 6 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) определяет те свободы, которые подразумевает под собой право на свободу религии и убеждений.

Причем, «свободы» для тех, кто исповедует религии и убеждения, религиозные или светские взгляды, одинаковы, и отдельных «свобод» для верующих и неверующих не предусматривается, так как это означало бы дискриминацию той или другой группы.

Статья 6: В соответствии со статьей 1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы:
а)  отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;
b)  создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;
c)  производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;
d)  писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;
e)  вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;
f)  испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;
g)  готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;
h)  соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;
i)  устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

(См.: Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принята резолюцией 36/55 от 13 ноября 1981 года. Провозглашена на Генеральной Ассамблее ООН 25 ноября 1981 года. GA Res. 36/55, UN GAOR, 36th Sess. (1981).

По существу, международные подходы к понимаю того, что такое религия или убеждения, исходят из того, что сам гражданин, группа или какое-либо движения могут определить свое мировоззрение как религиозное или нерелигиозное. Мировоззренческое самоопределение граждан или групп является ключевым и не влечет за собой никаких поражений в правах, если граждане или группа самоопределяются к в качестве нерелигиозного светского объединения, то это является их неотъемлемым правом.

К самому широкому толкованию понятий «религия» и «убеждения», в частности, призывает и Комитет ООН по правам человека.

См.: Замечание общего порядка Комитета ООН по правам человека № 22 (48) - Свобода мысли, совести и  религии (статья 18) [1993]

1.Право на свободу мысли, совести и религии (включая свободу убеждений), предусмотренное в пункте 1 статьи 18, является весьма широким и глубоким;  оно охватывает свободу мысли по всем вопросам, а также воззрения человека и приверженность религии или убеждениям, исповедуемым как единолично, так и сообща с другими.  Комитет обращает внимание государств‑участников на то, что свобода мысли и свобода совести защищаются в такой же степени, как и свобода религии и убеждений.  Об основополагающем характере этих свобод свидетельствует и тот факт, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Пакта даже в период чрезвычайного положения не допускается никаких отступлений от этой нормы.

Статья 18 защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право не исповедовать никакой религии или убеждений.  Понятия "убеждения" и "религия" следует толковать широко.

(…)

4.     Свобода исповедовать религию или убеждения может осуществляться "как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком".  Свобода исповедовать религию или убеждения при отправлении культа, выполнении религиозных или ритуальных обрядов и учении охватывает весьма широкую сферу действий.  Понятие "отправление культа" включает ритуалы и церемонии, в которых вера проявляет себя непосредственно, а также различные, присущие им действия, включая строительство мест отправления культа, использование ритуальных формул и предметов, демонстрацию символов и соблюдение праздников и дней отдыха.  Соблюдение и исповедование религии или убеждений могут заключаться не только в осуществлении церемоний, но и в следовании таким обычаям, как соблюдение предписанных ограничений в рационе питания, ношение отличительной одежды или головных уборов, участие в ритуальных обрядах, связанных с определенными этапами жизни, и использование особого языка, с помощью которого обычно общаются принадлежащие к соответствующей общине лица.  Кроме того, практика и учение, связанные с той или иной религией или убеждениями, включают осуществление таких мероприятий, неразрывно связанных с ведением религиозными группами своей основной деятельности, как, например, свободное назначение религиозных руководителей, священнослужителей и проповедников, свободное создание семинарий или религиозных школ и свободное составление и распространение религиозных текстов или публикаций.

(См.: Замечание общего порядка Комитета ООН по правам человека № 22 (48) принято Комитетом ООН по правам человека 20 июля 1993 года. UN Doc. CCPR/C/21/Rev.1/

Add.4 (1993), reprinted in UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.1 at 35 (1994).)

Широкое определение «убеждений», «религии» и «религиозной практики» связано с тем, что та же самая практика может трактоваться и как нерелигиозная, и может защищаться как право граждан как на религию, так и на любые иные убеждения.

2. Каково определение «религиозного объединения», его признаки?

Понятие «религиозное объединение» имеет как правовое, законодательное, так и научное, философское, религиоведческое определение.

Статья 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» дает четкое определение признаков «религиозного объединения»:

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

При этом, Закон не устанавливает исключительного права религиозных объединений на осуществление деятельности, связанной с совместным исповеданием и распространением веры. Судебная практика знает примеры, когда совершение богослужений общественным объединением, его деятельность по распространению религиозных убеждений воспринимались контролирующими государственными органами как нарушение законодательства, дающее основание для ликвидации такого общественного объединения в судебном порядке. Представляется, что это неправомерное толкование норм законодательства, умаляющее право на свободу совести. Из того, что религиозное объединение имеет целью совместное исповедание и распространение веры, логически никак не следует, что деятельность по исповеданию и распространению веры может осуществляться только религиозными объединениями. (Аналогично тому, как существование благотворительных организаций не означает, что никто, кроме них, не вправе заниматься благотворительной деятельностью.) В данном вопросе следует руководствоваться общим принципом «в сфере прав и свобод разрешено всё, что прямо не запрещено законом». (см.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". Под ред. Р.В. Маранова. М.: Славянский правовой центр, 2011).

Характеристика признаков религиозного объединения:

а) Вероисповедание как признак религиозного объединения

Первый признак – «вероисповедание» или вероучение, т.е. наличие системы обладающих устойчивостью и воспринимаемых в качестве абсолютных истин представлений об отношениях между человеком и сверхъестественным.

б) Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии как признак религиозного объединения

Второй признак – «совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний» призван разграничить религии от доктрин философско-мировоззренческого характера, последователи которых не практикуют ритуалов и обрядов (и, как правило, не считают свои учения религией).

в) Религиозное воспитание и обучение религии своих последователей как признак религиозного объединения

Если первые два признака являются обязательными, то третий признак нельзя однозначно воспринимать как необходимый, поскольку существуют замкнутые религиозные общины, по разным причинам (в том числе из-за отсутствия неофитов) в течение более или менее длительного срока не занимающиеся ничьим обучением и воспитанием, но не перестающие иметь религиозную природу.

Под третьим признаком также понимают наличие в объединении религиозной морали и этики, основанных на вероучении морально-этических представлений о добре и зле, должном и недолжном, на которых и основывается религиозное воспитание.

(см.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". Под ред. Р.В. Маранова. М.: Славянский правовой центр, 2011).

В религиоведческой науке нет строгого определения того, что такое «религиозное мировоззрение» и «религия» как таковая. К примеру, Ю.А. Кимелев, анализируя современную западную философию религии, пишет: «...чрезвычайно трудно определить «религию» как предмет философии религии. В настоящее время практически необозрима та совокупность явлений, которые квалифицируются как «религиозные» в религиоведческих дисциплинах. Количество и многообразие этих явлений делают крайне затруднительной выработку даже какого-то рабочего определения религии не только в философии религии, но и в религиоведческих науках» (Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989, с. 13).

Социолог Э. Дюркгейм единственным универсальным критерием религиозного мировоззрения считал деление мира на сакральную (священную) и профанную (мирскую) области. Он писал: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды» (Основы религиоведения. Учебник. /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994, с. 22-23).

В учебнике «Религиоведение: социология и психология религии» С.И. Самыгин, В.Н. Ничипуренко и И.А. Полонская дают определение религии как «комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются или пытаются сообщаться с реальностью, лежащий за пределами обыденного опыта. Обычно эти верования и действия фокусируются вокруг Предельного, или Абсолюта, фигурирующего в представлениях верующих как Божество» (Самыгин С.И., Ничипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д, 1996, с. 70).

Под религиозным мировоззрением понимается, прежде всего, вера в сверхъественные силы, потусторонний мир а также взаимодействие с этими сверхъествественными силами каким-либо образом, свойственным данной религиозной концепции. Кроме того, основой религиозного мировоззрения является в той или иной форме «спасение души» человека, препровождение его в потусторонний мир после смерти или бесконечная череда перерождений (реинкарнация), обращение к сверхъестественным силам с универсальной целью «спасения» мира, души, сообщества людей и т.д.

См. также: Общественные науки за рубежом: Реферативный журнал. Серия 3. Философия и социология. 1990, № 1; Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление.// Философские науки, 1992. №2; Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994.

3.Каково содержание и краткая характеристика мировоззрения Абдуллаева Ф.М. «Фрахат-ата»

Основателем «Эллэ Аят» являлся житель поселка Чунджа, Уйгурского
района, Алма-атинской области, Республики Казахстан Абдуллаев Фархат
Мухамедович, именуемый «Фархат-ата». В 1990 г. он создал метод самооздоровления который в 1995 г. получил название Алля Аят. В настоящее время лидером движения является супруга уже умершего (17 июня 2007 года) Фархат ата – Нина.

Компоненты самооздоровления по методу Абдуллаева Фархата ата и религиоведческий комментарий к ним:

1. Произнесение Формулы Жизни

Ниже приведен текст Формулы Жизни так,  как она произносится на русском языке:

Алля  Нина ана  Создатель Фархат ата
Алля  Аят  37   40    6    8    10
Алля  Ляззат  Селенной
Алля  Уйгур   Аят  Алля

Расшифровка Формулы жизни:

Алля - означает младенец.

Аят  - энергетический поток Солнца, управляемый Создателем.

Поставлен Аят  - означает, что Создатель поставил особую защиту. Другое значение  - описано в п. 5.

Ляззат – означает Любовь.

Селенной - Область Чистого Сознания.

Уйгур - Новое мышление, Новая цивилизация.

Само произнесение формулы является одной из главных составляющих метода самооздоровления и в представлении последователей Фархат ата имеет положительное энергетическое воздействие и избавляет от злых мыслей, мысленно связывает с самим Фархат ата, которого называют Создателем (создателем учения):

«После произнесения (мысленно или вслух) Формулы Жизни над нами открывается поток Создателя, уничтожающий имеющийся в нас негатив.

Поток остается с нами некоторое время, а затем уходит, чтобы не нарушать нашей Свободы. Создатель ничего не делает с нами насильно и начинает свою работу лишь тогда, когда мы сами об этом попросим, т.е. прочтем Формулу Жизни. Чем чаще мы ее повторяем, тем больший объем работы с нашими органами и Сознанием проводит Создатель. Слово Алля также обладает энергетической силой. Если сразу после появления негативной мысли мы произносим Алля, то этим нейтрализуем ее последствия на тонком плане и лишаем негативную мысль всякой возможности материализоваться».

Произнесение Формулы Жизни является символическим действием для сторонников метода Абдуллаева, который не имеет прямого религиозного значения. Формула Жизни является инструментом самооздоровления, самоочищения. Несмотря на то, что с помощью этого символического действия адепты получают доступ к энергии и оздоравливающим силам, которые есть у Фархат ата и его супруги, и устанавливают эмоционально-психическую связь с Создателем, произнесение Формулы Жизни не рассматривается в религиозном, духовном контексте. Для последователей Фархат ата это действие и ритуал употребления чая не являются богослужением, они не служат никакому Богу, не признают Фархат ата в качестве божества. Произнесение Формулы Жизни является для сторонников метода Абдуллаева инструментом личной оздоровительной практики и не может квалифицироваться как религиозный богослужебный обряд.

2. Прием эткен-чая

Сторонники Алля Аят описывают процедуру приема чая так: «для заварки используйте черный байховый чай, лучше листовой. Нежелательно применять чай в пакетиках. Налейте в чашку заварку и молоко, по вкусу, добавьте кипяток, положите соль по вкусу (от одной пятой части до половины чайной ложки на чашку объемом  200 мл.). Применяют поваренную соль, т.е. хлористый натрий (не иодированную поваренную соль). Если доступна только иодированная соль, можно испарить йод нагреванием соли, либо недельной выдержкой тонким слоем соли в открытой таре. Держа ложку правой рукой, размешивайте чай, строго по часовой стрелке.

Размешивая, произносите вслух или мысленно Формулу Жизни, убрав посторонние мысли. В этот момент можно попросить у Создателя здоровья для себя и близких, помощи в решении личных проблем.

Чай лучше пить горячим, держа чашку правой рукой. Первые 10 глотков являются наиболее энергетичными, их надо делать, сказав перед каждым глотком Алля».

Как утверждают последователи Фархат ата, «Во время самооздоровления поврежденные, больные и мутированные клетки разрушаются макро- и микроэлементами Солнца.  При этом образуются ядовитые шлаки, которые надо обязательно удалять из организма. Именно эткен-чай и только он один вымывает из организма ядовитые остатки, уничтоженных больных       клеток. Если человек относится к приему эткен-чая несерьезно, он может испытывать неприятные ощущения, связанные с действием продуктов распада уничтоженных клеток. В день желательно выпивать 1,5 – 2 литра эткен-чая, при желании можно пить больше».

Разработанный ритуал приема эткен-чая является для сторонников метода Абдуллаева не частью системы религиозных верований и богослужебных установлений, а своего рода аннотацией, инструкцией к употреблению лекарства. Такого рода лекарствами являются как Формула Жизни, так и прием эткен-чая и созерцание Солнца.

Таким образом, видно, что в этом основном методе мировоззрения Алля Аят над какими-либо философскими, этическими или иными идеями превалирует стремление к оздоровлению, к улучшению физического здоровья.

3. Созерцать Солнце

Созерцать Солнце можно несколько раз в день по 3 минуты за один раз. ПЕРЕД тем, как смотреть на Солнце, нужно обязательно произнести Формулу Жизни. Глядя на Солнце можно повторять Формулу Жизни. Также можно попросить у Создателя здоровья для себя и своих близких и помощи в решении личных проблем. Если вначале трудно смотреть на Солнце, можно полуприкрыть веки или смотреть на Солнце в утренние и вечерние часы. Можно смотреть через листву или сквозь пальцы.

Созерцание Солнца в рамках метода Фархат ата является энергетической подпиткой для сторонников Алля Аят, процессом физиологического очищения организма, памяти об основателе метода Фархат ата, который также подпитывался от солнечной энергии.

4. Работа с текстами и графикой

Когда мы смотрим на графическую информацию или читаем информацию в журналах «Звезда Селенной», она воспринимается не только органом зрения, но и на клеточном уровне. В это время идут структурные изменения в коре головного мозга, в ДНК, потом в тканях, благодаря чему меняется состояние органов, закрываются отжившие, мешающие нам программы и открываются новые - позитивные. Желательно читать внимательно, стараясь осознать смысл.

Графические изображения в журнале «Звезда Селенной», рисунки также, по мнению, сторонников Фархат ата воздействуют прежде всего, на тело человека, подсознательно, как и многие другие символические проявления метода Фархат ата.

5. Общение и посещение Аятов

Каждый  месяц 1-го и 18-го числа традиционно происходят Аяты, - обсуждение практики применения метода Фархата-ата среди учеников Фархата-ата и тех, кто восстанавливает здоровье по методу Фархата-ата.

Как отмечается на официальном сайте сторонников метода Фархат ата, «На Аятах ученики читают информацию, полученную от Создателя телепатическим путем. Участники Аята рассказывают про известный им от других или свой личный опыт по применению метода Фархата-ата. На Аятах через участников проходит мощный поток положительной энергии Создателя».

Каждый Аят в представлении его последователей дает толчок в процессе самооздоровления и открытия сознания, является своего рода психологическим, оздоровительным тренингом, семинаром, направленным на улучшение физического здоровья адептов. Тренинги происходят в виде живого общения последователей и чтения «формул жизни», аятов, которые пишут сами последователи и супруга Фархат ата.

6. Сеансы энергоинформационной очистки

Обучиться проведению этих сеансов лучше от Учеников Фархата-ата. Каждый может проводить их самому себе (только себе). Наиболее эффективное время для сеансов – 10, 14 и 17 часов.

В тяжелых случаях желательно проводить трехразовые сеансы три раза в день именно в эти часы. Ниже описана техника проведения сеанса. Правую ладонь положите на голову сверху и произнесите Формулу Жизни. Отключите посторонние мысли. Примерно через минуту перенесите правую руку и прижмите средний палец (самый длинный) к нижней стороне правой нижней реберной дуги, в области ее изгиба кверху. Удерживайте палец примерно две минуты. Затем произнесите Алля мен ас, одновременно проведите обеими ладонями вдоль всего тела с головы до ног. Затем со словами Иннык балам (легкий как ребенок) поднимите руки, раскрыв ладони вверх по сторонам от головы. Этим сеанс оканчивается. (см.: http://www.sozdatel-ayat.narod.ru/)

Практика самоисцеления является существом и ядром метода Фархат ата – см. http://www.ayat-alex.narod.ru/prioz.html Основное внимание уделяется именно технике психологических тренингов, которые в разных формах осуществляются как в личном порядке, так во время Аятов, и в ходе чтения графической информации в журналах «Звезда Селенной».

В целом метод представляет собой  мировоззрение,  в центре которого значимость и ценность каждого человека вне зависимости от его национальности и возраста, вероисповедания. В мировоззрении участников движения подчеркивается то, что выполнять требования метода Фархат ата могут представители всех вероисповеданий, члены разных религиозных объединений.

Цель движения «Элля Аят» - это оздоровление населения и достижение населением высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся «высшие человеческие ценности». Это ценность семьи, жизни человека,  любовь матери, добро, бережное отношения к природным источникам жизни (солнце, земля), физическое психоэмоциональное нравственное здоровье).

Согласно мировоззрению последователей Фархат ата, достижение данных целей происходит через осуществление ряда задач:

  1. Способствование развитию в человеке умению слушать себя, свой организм, органы чувств, доверять себе

  2. Раскрытие в человеке возможностей управлять своим организмом (физическим и эмоциональным состоянием)

  3. Формирование в человеке позитивного мышления в отношении себя, социума

  4. Развитие в человеке толерантного мышления, направленного на людей разных конфессий,  национальностей, политических убеждений;  принятию другого человека со всеми его недостатками, позитивно реагировать на любое эмоциональное проявление личности. Разрешать любые конфликтные ситуации с позиции Добра, Любви, Взаимопонимания;

  5. Переход логического мышления к интуитивному, раскрытие интуитивных свойств сознания;

  6. Раскрытие умения с помощью свойств сознания восстанавливать свое здоровье, в том числе хронические состояния, не поддающиеся общепринятым методам лечения; Умение через раскрытие свойства сознания оказывать помощь в восстановлении своего здоровья не только себе, но и другим человеку.

  7. Возрождение чувств любви, уважения между мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, между человеком и другим человеком.

  8. Осознание ценности Семьи, влияния отношения родителей на физическое здоровье детей. Сохранение семьи. Повышение роли женщины-матери в семейных отношениях через раскрытие в ней чувств материнской любви.


Этические нормы мировоззрения Фархат ата выражаются в призывах к последователям в ходе Аятов, а также на страницах журнала «Звезда Селенной», где по существу оздоровительный метод Фархат ата развивается в этическое психологическое учение о человеке.

Философия «Элля Аята» по мысли последователей, развивающих идей и мысли Фархат ата, должно научить человека искать ответы на все вопросы внутри самого себя. Человек должен поверить в себя, свои силы и возможности, а не надеяться на высшие силы. Цель жизни – это раскрытие чувств любви, добра, уважения друг к другу. В основе философии метода Алля Аят находится понимание того, что все исходит от самого человека. Здоровые  мысли человека – здоровый организм здоровые отношения между людьми, в семье в социуме где основа всему человек Во всех сферах во всех человеческих отношениях всегда есть человеческий фактор который напрямую зависит от состояния человека  и чаще всего этот фактор является определяющим. Необходимо чтобы человек всегда находился в благополучном здоровом состоянии чтобы объективно и адекватно видеть ситуации и принимать решения.

Необходимо отметить субъективность восприятия метода и многочисленность трактовок как самого метода, так и восприятия личности Фархат ата. Фактически все, что можно услышать об Алля Аяте это исключительно субъективные мнения каждого отдельного человека. Автор метода дал людям Формулу жизни, а позже создал метод, который состоит  только из ряда правил. Вся остальная информация  о  методе это индивидуальный путь саморазвития человека по Алля Аят. Люди, которые начинали использовать в своей жизнедеятельности метод  Алля Аят, совершенно разные, то и отношение и восприятие Фархата ата у каждого человека складываются индивидуальные (интимно-личные).

Как свидетельствуют стать и в журналах «Звезда Селенной», многие люди,  которым метод помог выздороветь, победить смертельную болезнь  - воспринимают Фархата ата как Создателя создавшего их заново,  как человека вернувшего им здоровье,  как учителя, научившего способу самооздоровления. Другие люди просто благодарны  за помощь, не возводя его в какой -то статус, а воспринимая его как очень доброго и искреннего человека.  То есть каждый человек в силу своего мировосприятия рассматривает Фархат ата по–разному.  При этом важно отметить, что  сам Фархат ата никогда не призывал людей  к  его возвышению поклонению. «Я прошу немного, - говорил Фархат ата, - не обманывать себя и не обманывать тех, кто находится рядом с Вами».

Представление о Создателе в мировоззрении последователей Фархат ата – умозрительное, не связанное напрямую с личностью какого-либо человека, каждый может понимать и трактовать образ Создателя так, как ему хочется. Как отмечается на официальном сайте сторонников Алля Аят, Создатель - в своём значении имеет непосредственное отношение к Творцу Мироздания. На уйгурском языке «Яраткучи» (Yaratquchi), практически идентично казахскому «Жаратушы» и английскому “Creator”. Почему именно слово Создатель стоит перед именем Фархата ата — немного другая тема, которую, несомненно, надо рассмотреть глубже.

Сам Фархат ата называл себя «Концентратором и Распределителем энергии Солнца». Он говорил: «Сам Создатель находится на восьмой планете Созвездия Ковша, которую никто пока видеть не может. Он избрал меня, вошёл в моё тело с малых лет, чтобы мои органы были готовы выдержать Его энергетику, вёл меня всю жизнь, изучая её особенности, и почему люди страдают и мутируют. Сказал – работай, и выбора у тебя нет. Только ты справишься и победишь!». Отсюда вывод, что некая энергетическая частица Создателя, обладающая частицей Его Сверхсознания, вошла в тело обыкновенного человека, дав при этом полные полномочия называться от имени Творца и работать с органами и сознанием людей, преображая посредством этого планету и Солнце, т.к. именно это Соединение является центральной частью Селенной и ключом к Его (Создателя) Секрету» (http://elleayat.ru/?page_id=53).

Вместе с тем, представления о Создателе остаются разрозненными и не являются системой взглядов, богословием в мировоззрении сторонников Абдуллаева. Прежде всего, это происходит по тому, что сам основатель движения Фархат ата не настаивал на определенной трактовке образа Создателя, эта идея не являлась центральной в мировоззрении Алля Аят, идея Создателя не является определяющей в методике Алля Аят.

4.Является или нет методика Абдуллаева Ф.М. вероучением?

Нет, не является. Методика Абдуллаева Ф.М. не является целостной системой богословских взглядов и религиозно ориентированных предписанием. Кроме того, одним из определяющих моментов является то, что сами последователи этого движения не считают свою методику самооздоровления религиозным мировоззрением, вероучением, богословием.

5.Если методика Абдуллаева Ф.М. является вероучением, то каково его содержание?

В рамках методики Абдуллаева Ф.М. нет достаточных оснований говорить о содержании, которое могло бы лечь в основу вероучения, в силу оздоровительного характера основных моментов и отрицания самими последователи метода религиозности своих действий.

6.Приписывается или нет лидерам учения божественный статус, если да, то в чем это выражается?

Нет, не приписывается. Методика Абдуллаева Ф.М. не основывается на божественном статусе кого-либо из основателей, главным образом, Фархат ата. Абдуллаев не проповедовал о себе, как о божестве, его супруга Нина также не говорит о себе как о божестве. Особое почитание и энергетика основателей движения не может быть достаточным основанием, чтобы говорить об их божественном статусе.

7.Приписываются или нет каким-либо предметам, используемым последователями учения, сверхъестественные свойства и качества?

Нет, не приписывается. Методика Абдуллаева Ф.М. основывается на целом ряде символических действий (чтение Формулы Жизни, прием чая, созерцание Солнца и графических изображений), которые концентрируют энергию самого человека и привлекают «энергию Солнца», с которой связывает последователей Фархат ата. Обращение к энергетике, энергиям, к подпитке различными энергиями есть в самых разных философских мировоззренческих системах, а не только в чисто религиозных.

8.Имеет или нет методика Абдуллаева Ф.М. религиозную направленность?

Нет, не имеет. Оздоровительная направленность методики Абдуллаева не предполагает чисто религиозно мотивированных миссии, проповеди, богослужений и т.д.

9.Если методика Абдуллаева Ф.М. имеет религиозную направленность, то чем это подтверждается?

В рамках методики Абдуллаева нет достаточных оснований говорить о ее чисто религиозной направленности, в силу оздоровительного характера основных моментов и отрицания самими последователи метода религиозности своих действий.

10.Проводятся или нет последователями методики Абдуллаева Ф.М. религиозные обряды и церемонии, если да, то в каких формах и проявлениях?

Нет, не проводятся. Религиозные обряды и церемонии предполагают обращение к сверхъестественным силам, божествам для достижения духовных, нематериальных целей и задач. Чтение Формулы Жизни, прием чая, созерцание Солнца являются, прежде всего, инструментами самооздоровления, хотя и трактуются сторонниками метода Абдуллаева по-разному, но в первую очередь, как физическое и эмоциональное очищение организма человека.

11.Осуществляется или нет обучение и воспитание последователей учения Абдуллаева Ф.М., если да, то в каких формах?

Нет, не осуществляется. Образовательного процесса или целенаправленного обучения мировоззрению Алля Аят не проводится. Передача самого метода в виде повторения Формулы Жизни сложно назвать образовательным процессом.

Передача метода Абдуллаева Ф.М. происходит в рамках встреч сторонников этого мировоззрения и самого метода, как в рамках личных встреч и собраний сторонников из различных регионов и государств, так и в Аят-центрах, существующих в различных городах России и в странах СНГ.

Между тем, как отмечается в журналах «Звезда Селенной» и в Памятке для сторонников метода, «данный метод является авторским методом саморазвития и открытия сознания. Ученики Фархат ата не являются целителями, не занимаются лечением болезней, они только знакомят с методом Фархат ата всех желающих. Пользователи метода Фархат ата САМИ получают энергию от Солнца, сами очищают организм от негатива и шлаков с помощью эткен-чая, сами читают журналы и выполняют остальные компоненты метода Фархат ата».

Таким образом, никакой определенной образовательной, учебной или иной воспитательной программы в материалах движения и в видео-материалах сторонников Фархат ата не зафиксировано. Стремление к самооздоровлению, которое не раз подчеркивается на страницах журнала «Звезда Селенной» нельзя считать целенаправленным воспитанием своих последователей в рамках определенного образовательного процесса, аналогичного воспитанию последователей какой-либо религии.

12.Используются или нет в мировоззрении и методе Абдуллаева Ф.М. идеи, концепции, призывы, направленные против какой-либо религии?

Нет, не используются. Мировоззрение сторонников метода Абдуллаева основано на межрелигиозном сотрудничестве, сами последователи метода заявляют о том, что могут быть верующими самых различных религиозных объединений и движений.

13.Воспринимается или нет последователями методики Абдуллаева Ф.М. образ основателя Фархат ата, как существа (человека), который основал новое религиозное движение, течение, направление, доктрину?

Нет, не воспринимается. Абдуллаев Фархат Мухамедович (Фархад ата) является автором  метода самооздоровления и открытия  сознания. Определив в методе основные правила: прием чая с молоком и солью, лицезрение солнца,  чтение Формулы жизни и журналов, где она размещена, Фархат ата научил людей самостоятельно пользоваться этим методом. В связи с этим его статус – это прежде всего создатель метода и учитель, который научил людей применять этот метод в своей повседневной жизни.

В представлении сторонников метода Абдуллаева Аят является энергоинформационным методом, который помогает достичь гармонии. Ученик Фархат ата Валерий Мильштейн пишет в одном из журналов «Звезда Селенной», № 2, 2003, с.3): Аят – не игрушка! В нем нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь и лишь, когда все до единого моменты несущие отрицательную энергетику находятся под постоянным контролем и исключением появляется реальная возможность полной гармонизации среды или нашего индивидуального пространства». Фархат ата и его супруга в рамках концепции Алля Аят помогают «гармонизировать пространство», так как могут концентрировать «энергию» и передавать ее последователям, с помощью своего метода (по существу их роль можно сравнить с ролью «экстрасенсов»).

В Ы В О Д Ы:

Методика Абдуллаева Ф.М. не является религиозным направлением, течением, по своим мировоззренческим характеристикам и практике самооздоровления не подпадает под признаки религиозного объединения:

а) Вероисповедание как признак религиозного объединения

б) Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии как признак религиозного объединения

в) Религиозное воспитание и обучение религии своих последователей как признак религиозного объединения

Произнесение Формулы Жизни, прием чая, созерцание Солнца являются для сторонников метода Абдуллаева инструментом личной оздоровительной практики и не может квалифицироваться как религиозный богослужебный обряд. Методика Абдуллаева Ф.М. также не подпадает под религиоведческое определение религии, религиозного мировоззрения: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды» (Основы религиоведения. Учебник. /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994, с. 22-23).

Этические нормы, которые признаются сторонниками метода Абдуллаева, являются по существу общечеловеческими, определенного представления о божестве, о космогонии, об универсальной религиозно мотивированной картине мира в учении Фархат ата не прослеживается. Согласно самоопределению сторонников метода Абдуллаева Ф.М. (учения Алля Аят), они занимаются самооздоровительной практикой в индивидуальном порядке, а их представления о методе и основателе метода являются субъективными суждениями, которые они не считают общими для всех последователей и не считают религиозно окрашенными. Согласно религиоведческим характеристикам и международным нормам соблюдения права на свободу религии и убеждений, Алля Аят является оздоровительным методом, в основе которого лежат философско-психологические убеждения, которые формально, в качестве официального статуса, не могут быть признаны религиозными.

Президент Гильдии экспертов
по религии и праву, ведущий
научный сотрудник Федерального
государственного бюджетного учреждения
науки Института Европы РАН,
кандидат философских наук, сотрудник Центра
по изучению проблем религии и общества
Института Европы РАН
Р. Н. Лункин

Скачать этот документ в формате PDF

2 комментария:

  1. И как это автору не влом столько времени на написание статей тратить, мы конечно Вам очень благодарны, но вот я на такой альтруизм не способен :)

    ОтветитьУдалить
  2. Лункин Роман Николаевич обычный журналист фальсификатор, к экспертизе не имеет отношения, очередная фальсификация. Вся эта статья филькина грамота, даже печать не стоит, а писать можно всё, в секте Алля Аят так, вы верьте нам на слово.

    ОтветитьУдалить